Ознакомительная версия. Доступно 15 страниц из 72
1
– Вторая рота на позиции! – каркнул динамик радиостанции.
Плохо! Опоздали на двадцать минут. Высказываю ротному свои соображения по этому поводу:
– Вас бы уже на клочки разметали – в реальном-то бою!
– Попали в болото, пришлось искать обход.
– А разведку местности вам кто сделать мешал? Сколько уже тут бегаем?!
Молчит рация, нечего мужику возразить. Ничего, пусть переживает, в следующий раз будет головой думать, а не каким-то иным местом.
– Отбой! Комроты – на командный пункт.
Минут через двадцать на холм взбирается командир. Понур и готов к разносу – издали видать.
– Ротный командир Дэйр, прибыл для получения замечаний! – подносит он руку к кепи.
У соратников Балка (а именно из них и составлен инспектируемый сейчас батальон) нет воинских званий, как в нашей армии. Есть должности. Чем-то это напоминает РККА многолетней давности. Комвзвода, комроты, комбат и так далее.
Поразмыслив, наше командование не стало ломать устоявшихся традиций – пусть там называют друг друга привычным образом. Правда, у них эти подразделения называются иначе, но тут уже им пришлось подстраиваться под существующие реалии. Впрочем, они быстро с этим освоились и больше не путались. Да и мы привыкли к этому достаточно быстро – соотнесли с прошлым, всего-то и делов…
– Прошу к карте, – киваю я на стол. – По условиям учений корабли противника собираются нанести огневой удар по вашим позициям. Вы должны быстро вывести роту из-под обстрела. Направление выбрано правильно, от осколков и случайных снарядов вас защитил бы гребень холма. В чем же ошибка, командир Дэйр?
Он вздыхает.
– Не произведена разведка местности…
– Верно! Вы заняли эти позиции более четырёх часов назад, успели окопаться и выставить боевое охранение – это правильно. А вот пути вероятного отхода – не проверили!
– Но мы собирались наступать!
– А противник в курсе ваших намерений? Кто-то вам пообещал отсутствие артиллерии на данном участке? Море – в пяти километрах! Корабельные пушки добьют сюда легко!
Сник ротный…
– За оборудование позиций – четыре. А вот за провал отступления… Миша, сколько человек они могли там потерять?
Наш артиллерийский старлей приподнимает голову от расчётов.
– Только убитыми – до сорока человек. Да и раненых было бы… много. Роту после такого обстрела можно смело выводить в тыл на переформирование и пополнение. Как полноценное воинское подразделение её учитывать уже нельзя.
– Вот так, командир Дэйр! Общая оценка – два! Экзамен ваша рота не сдала. Можете быть свободны!
Ротный козыряет и понуро топает восвояси.
Жестко.
Но в реальном бою он бы сейчас ползал по исковерканной земле и пытался собрать остатки своих бойцов.
Да, сородичи Балка не сильны в воинском искусстве – они больше строители, нежели солдаты. Но выбора-то у нас никакого нет! Кто есть, с теми и работаем.
Строят, кстати, они качественно.
И быстро.
Именно они в своё время предложили не ломать камень для построек укреплений специально, а использовать для этой цели старые рудничные отвалы. Их тут было просто до фига – протянулись на целые километры. Прикинув все за и против, наши инженеры с этим согласились. И в результате протянули железнодорожные пути ещё и оттуда. Благо, что наличная техника с такой задачей справилась достаточно быстро.
Но и постройка укреплений в результате резко ускорилась. Пришлось передать туда и большую часть прибывшего на захваченных нами кораблях «пополнения». Сортировкой занимались все мои ребята – у них-то никакого языкового барьера нет. Да и общение с сородичами им даётся проще и быстрее.
Были там и соплеменники Балка, похоже, что с его миром вайны сцепились особо жестко. Почти в каждом пополнении попадались пленные оттуда. Чем уж они так их разозлили-то?
Но вот что в них есть, так это поразительная самоорганизация. Как только над ними перестала висеть чья-то чужая воля, они тотчас же выстроили у себя некое подобие привычного общества. Нашлись и командиры – как правило, бывшие инженеры и бригадиры. Из их среды и выдвинулись уже чисто армейские руководители. Раз надо, они будут. Да, почти полное отсутствие военного опыта имело место. Но присутствовало также и горячее желание оный опыт приобрести.
Сначала это несколько озадачило наше командование, но, переговорив с некоторыми обитателями Ганеи, удалось кое-что прояснить.
Флота, подобного кораблям вайнов, там не имелось. Да его, собственно говоря, вообще ни у кого, по-моему, не было да и быть не могло. Таких отморозков ещё поискать надобно!
Имелись, разумеется, какие-то там военные корабли и на Ганее, но… Словом, они там погоду явно не делали.
И за неимением флота соратники Балка начали зарываться в скалы. Им бы ещё и пушки соответствующие… но чего нет, того нет. Обходились чем могли.
Однако крепости строить насобачились – не каждый корабль такое сооружение в одну харю расковырять мог.
И поэтому в отношении строителей действовало неукоснительное правило. В плен – и пожизненно под землю. Легкой смерти, по мнению вайнов, такие люди не заслуживали. По их понятиям, они поступали подло и бесчестно – прятались за тоннами камня, вместо того чтобы принять отрытый бой. А мы-то удивлялись: почему тут преимущественно строители, а не солдаты? С нашей точки зрения было бы логичнее как раз второе – именно они встречают противника первыми.
С нашей.
У капитанов кораблей имелась своя, чуждая нам, логика.
Первыми-то – да, встречают… но первыми их и хоронят. На рудниках полезнее горные инженеры и дорожники, а не обученные бойцы – тем тут делать особо нечего.
Жестко и цинично, но очень даже прагматично.
Спустя месяц после захвата двух кораблей я присутствовал на совещании, которое собрал Иванов. Кап-раз как-то осунулся и даже внешне постарел – чувствовалось громадное напряжение последних недель. Да и все присутствующие… тоже отнюдь не являли собой образцы процветания.
Докладывал кап-два Хальзин – на нём лежала вся наша сухопутная оборона.
– Нами заложено четырнадцать фортов. Четыре вполне закончены и введены в строй. Всякие незначительные недоделки можно завершить уже в процессе эксплуатации. Ещё пять введём в строй в течение месяца. Прочие… постараемся довести до готовности в самое ближайшее время, бросим туда все силы, в том числе и освободившиеся после постройки прочих сооружений. Линии электропередачи подведены повсюду. Сейчас начинаем демонтировать времянки, заменяя их капитальными кабельными коллекторами. Работы идут круглосуточно, бригады сменяются по графику.
Ознакомительная версия. Доступно 15 страниц из 72